Публикации

Положение о закупке 2.0: новые возможности и ограничения

Системные изменения в Законе No 223-ФЗ не отменили главный принцип регламентированных закупок – каждый отдельный заказчик должен осущест- влять свои закупки в соответствии с локальным нормативным актом – поло- жением о закупках. Новые правила осуществления закупочной деятельности диктуют необходимость внесения изменений в действующие документы за- казчика. О тех изменениях, которые необходимы и возможны, и пойдет речь в настоящей статье.
Порядок осуществления конкурентных закупок

В положении должны быть предусмотрены конкурентные и неконкурент- ные способы закупок, причем список обязательных конкурентных процедур определен законом:

  • конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
  • аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
  • запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, за- крытый запрос предложений).

Очевидно, что заказчики не обязаны использовать все вышеуказанные процедуры в практической деятельности, но в положении о закупке они их предусмотреть должны. По стоянию на середину 2018 года в положениях мно- гих заказчиков отсутствует такая процедура, как запрос котировок. Можно предположить, что со временем заказчики просто заменят привычный им за- прос цен на вновь возникший в рамках Закона No 223-ФЗ способ закупки.

Необходимо отметить, что все перечисленные законом процедуры с 1 июля 2018 года являются торгами, что влечет за собой невозможность отказаться от заключения договора с победителем в соответствии с ч. 6 ст. 448 ГК РФ. В силу указанной нормы лицо, выигравшее торги, и организатор торгов под- писывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Кроме того, все конкурентные процедуры по общему правилу должны про- водиться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением. Из вышеуказанного перечня способов закупок в качестве «бумажных» законода- тель оставил возможность сохранить конкурс или аукцион. Также заказчики могут дополнить список процедур своими вариантами – такими, например, как запрос цен, конкурентные переговоры, предложения делать оферты и пр. При этом процедуры, предусмотренные положением, помимо законного спи- ска, не будут являться торгами.

Важно отметить, что в положении помимо самих способов закупки необ- ходимо предусмотреть условия их применения. В ст. 3.2 Закона No 223-ФЗ со- держатся определения способов закупок, установленных законодателем. Они традиционно делятся на мультикритериальные (конкурс и запрос предложе- ний) и монокритериальные (запрос котировок и аукцион). При добавлении в положение иных конкурентных способов закупок необходимо позаботиться о том, чтобы они отличались между собой по порядку проведения и условиям применения.

Наиболее распространенными критериями являются: • начальная цена договора;

• номенклатура закупаемой продукции;

• порядок и сроки подачи заявок;

• указание на определенный способ в плане закупок.

  • При описании порядка проведения закупок в каждой конкурентной закуп- ке необходимо учесть обязательное наличие комиссии по закупкам, право на разъяснение извещения и документации о закупке и необходимость отмены закупки до окончания подачи заявок.
Решение заказчика об отмене закупки размещается в ЕИС в день его при- нятия. В соответствии с ч. 7 ст. 3.2 Закона No 223-ФЗ после окончания срока по- дачи заявок и до заключения договора заказчик вправе отметить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Необходимо отметить, что в гражданском законодательстве отсутству- ет исчерпывающий перечень таких обстоятельств. На практике эти обстоя- тельства характеризуются двумя признаками в совокупности: объективная непредвиденность и объективная непреодолимость. Перечень таких случаев можно закрепить в положении о закупке – например, гибель объекта капи- тального ремонта, который являлся предметом закупки, и т.д.

Немаловажно установить закрытый перечень требований к участникам закупки, поскольку в извещения и закупочные документации можно будет включать только те требования, которые предусмотрены положением.

Кроме того, императивно предусмотрен срок на заключение договора по результатам конкурентных процедур. Он должен приходиться на вторую де- сятку дней после подведения итогов закупочной процедуры.
Описание предмета конкурентной закупки
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона No 223-ФЗ одним из признаков конкурент- ной закупки является описание предмета закупки с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона No 223-ФЗ. Необходимо отметить, что в этой части законо- датель максимально сблизил нормы двух регламентирующих закупки законов – 223-ФЗ и 44-ФЗ. Общим принципом является описание предмета закупки без ссылки на производителя, при этом в случае использования товарного знака необходимо указывать параметры эквивалентности, «проходные» для нескольких производителей. Сам закон устанавливает несколько исключений из этого правила, связанных с:

  • несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • закупками запасных частей и расходных материалов к машинам и обо- рудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • закупками товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
закупками с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслужи- вания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров юридических лиц, являющихся заказчиками, в целях исполнения этими

юридическими лицами обязательств по заключенным договорам.

Но самое интересное, что закон содержит еще одну возможность исполь- зования товарного знака, которую можно развернуть в положении о закуп- ках. В соответствии с буквальным толкованием ч. 6.1 ст. 3 Закона No 223-ФЗ товарный знак нельзя использовать при условии, что это повлечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Таким образом,

в положении о закупках можно предусмотреть обоснованные ограничения. Например, Изменения в Единый отраслевой стандарт закупок Государ- ственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предусматривают, в чис-

ле прочих, следующие случаи конкретизации производителя:

1) в случаях стандартизации (унификации) закупаемой в отрасли про- дукции, а также товаров, обеспечивающих безопасность персонала, опреде- ленных распорядительными документами Корпорации; при этом такие доку- менты размещаются вместе с закупочной документацией либо, в случае если такие документы размещены на официальном сайте, в документации о закуп- ке указываются их реквизиты и ссылки, по которым они могут быть найдены

на официальном сайте;

2) по решению заказчика, в случае если в проектной документации или в

исходных технических требованиях указана конкретная марка оборудования, изделия, материалов, комплектующих и полуфабрикатов, разработана рабо- чая документация и стоимость изменения такой документации превышает экономию за счет применения аналога (эквивалента); при этом обоснование такого решения указывается в закупочной документации с приведением рас- чета, подтверждающего экономическую целесообразность такой закупки.

Закрытые конкурентные закупки

Условно все закупки, сведения о которых не размещаются в ЕИС, можно разделить на 2 группы.

1. Закрытые закупки, по которым заказчик обязан не публиковать про- цедурную документацию. Порядок проведения указанных закупок опреде- лен ст. 3.5 Закона No 223-ФЗ. Это закупки, сведения по которым составляют государственную тайну или принято решение Правительства РФ. Например, такие решения содержатся в:

  • распоряжении Правительства РФ от 27.09.2016 No 2027-р;
  • распоряжении Правительства РФ от 19.10.2017 No 2298-р;
  • распоряжении Правительства РФ от 23.04.2013 No 671-р;
  • распоряжении Правительства РФ от 30.06.2015 No 1247-р;
  • распоряжении Правительства РФ от 24.12.2015 No 2662-р.
2. Закупки, информацию о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС.

Перечень указанных закупок содержится в ч. 15 ст. 4 Закона No 44-ФЗ и включает три основания:

1) закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.;

2) закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозит- ных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполне- ние обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая ак- кредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

3) закупка, связанная с заключением и исполнением договора купли-прода- жи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государствен- ным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого иму- щества.

В отношении всех перечисленных случаев заказчику необходимо прописать порядок проведения процедуры закупки. Как правило, заказчики указывают в положении, что все предусмотренные способы закупок могут проводиться как в открытой, так и в закрытой форме, что является оптимальным выходом из ситуации.
Конкурентные закупки у МСП
Данный раздел положения необходимо предусматривать только тем заказ- чикам, у которых есть обязанность проводить закупки среди МСП. Порядок проведения указанных процедур довольно подробно определен в ст. 3.4 За- кона No 223-ФЗ. Несмотря на это, в законе содержится императивная норма о включении в положение порядка проведения соответствующих закупок.

Закон строго ограничивает перечень способов проведения закупок у МСП

и сроки их объявления (см. таб. 1).
Помимо регламентации способов и сроков подобных закупок, законодатель указал на необходимость проведения таких закупок в электронной форме, что тоже необходимо отразить в положении о закупках.

Проводить торги для МСП необходимо на специальных площадках, ко- торые определены распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 No 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специали- зированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными зако- нами от 05.04.2013 No 44-ФЗ, от 18.07.2011 No 223-ФЗ». Эти площадки начнут работать по новым правилам только после заключения соглашения с ФАС России и Минфином. До этого момента закупки у МСП по Закону No 223-ФЗ не обязательно проводить в электронной форме.
Неконкурентные закупки
Положения о закупках в новой редакции и проекты таких положений изо- билуют различными вариантами неконкурентных закупок, которые можно разделить на следующие группы:

  • закупки у единственного поставщика, предусмотренные ст. 3.6 Закона No 223-ФЗ;
  • безальтернативные закупки;
  • участие в процедурах, организованных продавцом продукции;
  • «квазиконкурентные» процедуры.
  • Если с традиционным списком оснований закупки у единственного постав-
  • щика знакомы большинство заказчиков, то так называемые безальтернатив- ные закупки знакомы значительно меньшему кругу заказчиков. Традиционно под такими закупками понимается заключение договора с конкретным по- ставщиком ввиду особенностей рынка искомой продукции либо геолокации заказчика или поставщика. Эти случаи также можно предусмотреть в положе- нии о закупках.

«Квазиконкурентные» или неконкурентные состязательные процедуры яв- ляются плодом буквального толкования законодательных новелл.

Так, признаки конкурентных процедур законодатель закрепил в ч. 3 ст. 3 Закона No 223-ФЗ. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в ЕИС извещения о закупке, доступного неограни- ченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке, с приложением документации о закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закуп- ки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в за- явках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдени- ем требований ч. 6.1 Закона No 223-ФЗ.

Таким образом, если мы не используем хотя бы один из указанных призна- ков закупки, она становится неконкурентной. Это означает, что:

• можно не публиковать в ЕИС ничего, кроме договорной отчетности;

• можно не ждать 10 дней до заключения договора;

• можно указывать товарные знаки в техническом задании.

Согласно отчету о мониторинге применения Закона No 223-ФЗ в 2017 году

96% всех закупок заказчики провели в неконкурентной форме, из них только 31,1% составили закупки у единственного поставщика. Заставляет задумать- ся, не правда ли?

В заключение напомним, что в силу ч. 3 ст. 4 Закона No 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями закона и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Все заказчики, не обновившие свои положения до 1 января, при проведении закупок будут ру- ководствоваться Законом No 44-ФЗ в объеме, определенном ч. 5.1 ст. 8 Закона No 223-ФЗ.
Приведем положение о закупке по Закону No 223-ФЗ в соответствие с новейшими изменениями
Окончание 2017 года ознаменовалось подписанием целого ряда законов, вносящих изменения в Закон No 223-ФЗ. Наибольшую практическую значи- мость для специалистов в сфере закупок представляет Федеральный закон от 31.12.2017 No 505-ФЗ, который внес изменения во многие статьи Закона No 223- ФЗ и предусматривает необходимость внесения изменений в ранее утверж- денные положения о закупке.

Пункт 3 ст. 4 Закона No 505-ФЗ прямо обязывает всех заказчиков привести свои положения о закупке в соответствие с требованиями новой редакции За- кона No 223-ФЗ, утвердить и разместить их в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. То есть работа по изменению положения о закупке должна начинаться заказчиком уже в 2018 году, поскольку предстоит пересмотреть имеющиеся способы закупок, сроки и процедуры их проведения, требования к описа- нию объекта закупок и многое другое.

При этом ряд важных изменений и дополнений в законодательство о за- купках отдельных видов юридических лиц, внесенных законами NoNo 505-ФЗ, 481-ФЗ, 470-ФЗ, вступили в силу со дня опубликования данных федеральных законов, т.е. с 31 декабря 2017 года и с 9 января 2018 года.

Кроме того, с 1 января 2018 года изменен порядок предоставления префе- ренций для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъ- екты МСП), в том числе существенно расширен круг заказчиков, обязанных закупать товары, работы, услуги у субъектов МСП, изменены размер доли за- купок и форма годового отчета о закупках у субъектов МСП.

Все это требует привести положение о закупке в соответствие с действу- ющим законодательством.
Мы можем помочь вам:

  • проанализировать положение о закупке на предмет его соответствия
  • Закону No 223-ФЗ как в настоящий момент, так и с 1 июля 2018 г.;
  • подготовить план внесения изменений в положение о закупке с учетом
  • изменяющегося законодательства о закупках;
  • привести ваше положение о закупке в соответствие с новыми требова-
  • ниями Закона No 223-ФЗ.
  • Направьте заявку на адрес электронной почты progoszakaz@mail.ru
  • или по телефону +7 (928) 965 23 07.