Положение о закупке 2.0: новые возможности и ограничения / Специализированная организация по подготовке и проведению торгов Стройком 97

22.03.2019

Положение о закупке 2.0: новые возможности и ограничения

Системные изменения в Законе № 223-ФЗ не отменили главный принцип регламентированных закупок - каждый отдельный заказчик должен осуществлять свои закупки в соответствии с локальным нормативным актом - положением о закупках. Новые правила осуществления закупочной деятельности диктуют необходимость внесения изменений в действующие документы заказчика. О тех изменениях, которые необходимы и возможны, и пойдет речь в настоящей статье.

Порядок осуществления конкурентных закупок

В положении должны быть предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок, причем список обязательных конкурентных процедур определен законом:

Очевидно, что заказчики не обязаны использовать все вышеуказанные процедуры в практической деятельности, но в положении о закупке они их предусмотреть должны. По стоянию на середину 2018 года в положениях мно­гих заказчиков отсутствует такая процедура, как запрос котировок. Можно предположить, что со временем заказчики просто заменят привычный им запрос цен на вновь возникший в рамках Закона № 223-ФЗ способ закупки. 

Необходимо отметить, что все перечисленные законом процедуры с 1 июля 2018 года являются торгами, что влечет за собой невозможность отказаться от заключения договора с победителем в соответствии с ч. 6 ст. 448 ГК РФ. В силу указанной нормы лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. 

Кроме того, все конкурентные процедуры по общему правилу должны про­водиться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением. Из вышеуказанного перечня способов закупок в качестве «бумажных» законодатель оставил возможность сохранить конкурс или аукцион. Также заказчики могут дополнить список процедур своими вариантами - такими, например, как запрос цен, конкурентные переговоры, предложения делать оферты и пр. При этом процедуры, предусмотренные положением, помимо законного списка, не будут являться торгами. 

Важно отметить, что в положении помимо самих способов закупки необходимо предусмотреть условия их применения. В ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ содержатся определения способов закупок, установленных законодателем. Они традиционно делятся на мультикритериальные (конкурс и запрос предложений) и монокритериальные (запрос котировок и аукцион). При добавлении в положение иных конкурентных способов закупок необходимо позаботиться о том, чтобы они отличались между собой по порядку проведения и условиям применения.

Наиболее распространенными критериями являются:

При описании порядка проведения закупок в каждой конкурентной закупке необходимо учесть обязательное наличие комиссии по закупкам, право на разъяснение извещения и документации о закупке и необходимость отмены закупки до окончания подачи заявок. 

Решение заказчика об отмене закупки размещается в ЕИС в день его принятия. В соответствии с ч. 7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ после окончания срока подачи заявок и до заключения договора заказчик вправе отметить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Необходимо отметить, что в гражданском законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень таких обстоятельств. На практике эти обстоятельства характеризуются двумя признаками в совокупности: объективная непредвиденность и объективная непреодолимость. Перечень таких случаев можно закрепить в положении о закупке - например, гибель объекта капи­тального ремонта, который являлся предметом закупки, и т.д. 

Немаловажно установить закрытый перечень требований к участникам закупки, поскольку в извещения и закупочные документации можно будет включать только те требования, которые предусмотрены положением. 

Кроме того, императивно предусмотрен срок на заключение договора по результатам конкурентных процедур. Он должен приходиться на вторую десятку дней после подведения итогов закупочной процедуры.

Описание предмета конкурентной закупки

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ одним из признаков конкурент­ной закупки является описание предмета закупки с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Необходимо отметить, что в этой части законо­датель максимально сблизил нормы двух регламентирующих закупки законов - 223-ФЗ и 44-ФЗ. Общим принципом является описание предмета закупки без ссылки на производителя, при этом в случае использования товарного знака необходимо указывать параметры эквивалентности, «проходные» для нескольких производителей. Сам закон устанавливает несколько исключений из этого правила, связанных с: 

Но самое интересное, что закон содержит еще одну возможность использования товарного знака, которую можно развернуть в положении о закупках. В соответствии с буквальным толкованием ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ товарный знак нельзя использовать при условии, что это повлечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Таким образом, в положении о закупках можно предусмотреть обоснованные ограничения.
Например, Изменения в Единый отраслевой стандарт закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предусматривают, в числе прочих, следующие случаи конкретизации производителя:

  1. в случаях стандартизации (унификации) закупаемой в отрасли продукции, а также товаров, обеспечивающих безопасность персонала, определенных распорядительными документами Корпорации; при этом такие документы размещаются вместе с закупочной документацией либо, в случае если такие документы размещены на официальном сайте, в документации о закуп­ке указываются их реквизиты и ссылки, по которым они могут быть найдены на официальном сайте;
  2. по решению заказчика, в случае если в проектной документации или в исходных технических требованиях указана конкретная марка оборудования, изделия, материалов, комплектующих и полуфабрикатов, разработана рабочая документация и стоимость изменения такой документации превышает экономию за счет применения аналога (эквивалента); при этом обоснование такого решения указывается в закупочной документации с приведением расчета, подтверждающего экономическую целесообразность такой закупки.

Закрытые конкурентные закупки

Условно все закупки, сведения о которых не размещаются в ЕИС, можно разделить на 2 группы.

  1. Закрытые закупки, по которым заказчик обязан не публиковать про­цедурную документацию. Порядок проведения указанных закупок определен ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ. Это закупки, сведения по которым составляют государственную тайну или принято решение Правительства РФ. Например, такие решения содержатся в:
  1. Закупки, информацию о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС.

Перечень указанных закупок содержится в ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ и включает три основания:

  1. закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.;
  2. закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  3. закупка, связанная с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

В отношении всех перечисленных случаев заказчику необходимо прописать порядок проведения процедуры закупки. Как правило, заказчики указывают в положении, что все предусмотренные способы закупок могут проводиться как в открытой, так и в закрытой форме, что является оптимальным выходом из ситуации.

Конкурентные закупки у МСП

Данный раздел положения необходимо предусматривать только тем заказчикам, у которых есть обязанность проводить закупки среди МСП. Порядок проведения указанных процедур довольно подробно определен в ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ. Несмотря на это, в законе содержится императивная норма о включении в положение порядка проведения соответствующих закупок.
Закон строго ограничивает перечень способов проведения закупок у МСП и сроки их объявления (см. таб. 1).

Таблица 1

Форма торгов

Минимальный срок подачи заявок в зависимости от начальной (максимальной) цены договора

НМЦК до 30 млн руб.

НМЦК свыше 30 млн руб.

Конкурс

за 7 дней до окончания срока подачи заявок

за 15 дней до окончания срока подачи заявок

Форма торгов

Минимальный срок подачи заявок в зависимости от начальной (максимальной) цены договора

НМЦК до 30 млн руб.

НМЦК свыше 30 млн руб.

Аукцион

за 7 дней до окончания срока подачи заявок

за 15 дней до окончания срока подачи заявок

Запрос предложений (только до 15 млн руб.)

за 5 рабочих дней до окончания срока подачи

заявок

 

Запрос котировок (только до 7 млн руб.)

за 4 рабочих дня до окончания срока подачи

заявок

 

Помимо регламентации способов и сроков подобных закупок, законодатель указал на необходимость проведения таких закупок в электронной форме, что тоже необходимо отразить в положении о закупках.

Проводить торги для МСП необходимо на специальных площадках, ко­торые определены распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ». Эти площадки начнут работать по новым правилам только после заключения соглашения с ФАС России и Минфином. До этого момента закупки у МСП по Закону № 223-ФЗ не обязательно проводить в электронной форме.

Неконкурентные закупки

Положения о закупках в новой редакции и проекты таких положений изобилуют различными вариантами неконкурентных закупок, которые можно разделить на следующие группы:

Если с традиционным списком оснований закупки у единственного постав­щика знакомы большинство заказчиков, то так называемые безальтернативные закупки знакомы значительно меньшему кругу заказчиков. Традиционно под такими закупками понимается заключение договора с конкретным поставщиком ввиду особенностей рынка искомой продукции либо геолокации заказчика или поставщика. Эти случаи также можно предусмотреть в положении о закупках. «Квазиконкурентные» или неконкурентные состязательные процедуры яв­ляются плодом буквального толкования законодательных новелл.

Так, признаки конкурентных процедур законодатель закрепил в ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

Таким образом, если мы не используем хотя бы один из указанных призна­ков закупки, она становится неконкурентной. Это означает, что:

Согласно отчету о мониторинге применения Закона № 223-ФЗ в 2017 году 96% всех закупок заказчики провели в неконкурентной форме, из них только 31,1% составили закупки у единственного поставщика. Заставляет задумать­ся, не правда ли?

В заключение напомним, что в силу ч. 3 ст. 4 Закона № 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями закона и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Все заказчики, не обновившие свои положения до 1 января, при проведении закупок будут руководствоваться Законом № 44-ФЗ в объеме, определенном ч. 5.1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ. 

Авторы статьи:

В.Г. Абрамов

В.Г. Абрамов

Генеральный директор специализированной организации «Стройком-97»

Е.А. Пластинина

Е.А. Пластинина

к.э.н., зав. кафедрой ГМУ Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Заголовок про услуги

Нравится наш принцип работы? Вы можите заказать у нас любые услуги по нашему профилю. У нас работают профессионалы своего дела

Все услуги

Недавние публикации

Размещение в ЕИС

Услуги по размещению информации, обязательной для публикации в ЕИС и иных ИС

Консультация по обоснованию цены контракта

Консультация по обоснованию цены контракта (в т.ч. проектно-сметным способом), способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Консультация по формированию технического задания

Консультационные услуги по разработке технического задания, проекта контракта.