На особом счету: казначейское сопровождение контрактов в 2019 году / Специализированная организация по подготовке и проведению торгов Стройком 97

22.03.2019

На особом счету: казначейское сопровождение контрактов в 2019 году

Когда требуется казначейское сопровождение

В целях особых гарантий безопасности использования бюджетных средств законодательством предусмотрено два дополнительных механизма защиты при расходовании денежных средств соответствующего бюджета: банковское сопровождение и казначейское сопровождение контрактов. О последнем и пойдет речь в настоящей статье.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О фе­деральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» каз­начейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства: 

  1. субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федераль­ным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со ст. 80 БК РФ;
  2. взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающие их уставные (складочные) ка­питалы;
  3. авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями взносов (вкладов), с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
  4. авансовые платежи по государственным контрактам о поставке то­варов, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 млн руб. и более;
  5. расчеты по государственным контрактам в случаях, установленных Правительством РФ, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях ис­полнения указанных государственных контрактов;
  6. авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, вы­полнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн руб. и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предо­ставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ;
  7. расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реа­лизации государственного оборонного заказа на сумму более 100 тыс. руб., а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполне­ния указанных государственных контрактов на сумму более 100 тыс. руб.;
  8. авансовые платежи по государственным (муниципальным) контрак­там о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн руб. и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальными заказчиками для обе­спечения муниципальных нужд), субсидии юридическим лицам, предоставля­емые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), если источником финан­сового обеспечения расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитальных вложений в объек­ты государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собствен­ности);
  9. авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соиспол­нителями в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрак­тов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, предусматриваю­щих казначейское сопровождение;
  10. средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.

Законодатель предусмотрел достаточно большой перечень исключений для контрактов, заключаемых, например, в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего поль­зования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда го­родским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по переносу принадлежащих юридическим ли­цам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и т. д.

В случаях, если заказчик использует денежные средства, предусматрива­ющие казначейское сопровождение, он обязан предусмотреть соответствую­щие условия в документации и проекте контракта.

Что указать в документации и проекте контракта

В соответствии с Правилами казначейского сопровождения средств в слу­чаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»1, государственные контрак­ты, договоры о капитальных вложениях, контракты учреждений, договоры о проведении капитального ремонта и договоры (контракты, соглашения) должны содержать ряд обязательных условий.
Первым таким условием является запрет на перечисление целевых средств в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), вклада в имущество другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), не увеличиваю­щего его уставный (складочный) капитал, а также, на счета, открытые в банке юридическому лицу. Указанный запрет как раз и отражает особый контроль в части расходования средств соответствующего бюджета. Вместе с тем прави­ла предусматривают ряд исключений, позволяющих участнику закупки полу­чить доступ к указанным средствам.
Исключениями являются:

  1. плата обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством;
  2. оплата обязательств юридического лица в целях осуществления расче­тов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контрак­ту), а также по выплатам лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении це­левых средств, с перечислением удержанных налогов, сборов и начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование не позд­нее даты осуществления указанных расчетов.
  3. оплата обязательств юридического лица в целях осуществления расче­тов по социальным выплатам и иным выплатам в пользу работников;
  4. оплата фактически поставленных товаров (выполненных работ, ока­занных услуг), источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, если юридическое лицо не привлекает для постав­ки таких товаров (выполнения таких работ, оказания таких услуг) иных юридических лиц, а также при условии представления документов-основа­ний или реестра документов-оснований по форме, установленной Минфи­ном РФ;
  5. возмещение произведенных юридическим лицом расходов при усло­вии представления документов, а также копий платежных поручений, рее­стров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юри­дическим лицом расходов, если условиями соглашения, государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, дого­вора о проведении капитального ремонта и договора (контракта, соглашения) предусмотрено возмещение этих расходов;
  6. оплаты обязательств юридического лица по накладным расходам, свя­занным с исполнением государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ре­монта, договора (контракта).

Также в проекте контракта необходимо установить запрет на перечисле­ние денег на счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом — получателем целевых средств договоры (контракты, соглашения).

Из этого правила также установлены исключения, обеспечивающие жизне­способность контракта. Эти исключения касаются договоров, заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железно­дорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорож­ных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по пере­носу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций и сооружений в соответствии с законода­тельством РФ о градостроительной деятельности, а также договоров страхо­вания в соответствии со страховым законодательством.

Кроме того, в контракте необходимо предусмотреть обязанность участ­ника открыть лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства в целях осу­ществления операций с целевыми средствами.

Также в контракт включается обязанность юридического лица вести раз­дельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каж­дому государственному контракту, договору о капитальных вложениях, кон­тракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта и договору (контракту), распределять накладные расходы пропорционально срокам ис­полнения государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, догово­ра (контракта) либо срокам использования авансового платежа по ним в по­рядке, установленном Минфином России.

Из предыдущего условия также вытекает обязанность по представлению в территориальные органы Федерального казначейства документов, пред­усмотренных порядком санкционирования целевых средств.

Необходимым условием будет являться обязательное указание во всех до­кументах идентификатора государственного контракта, формируемого органами федерального казначейства.

В отдельных случаях в государственные контракты, договоры о капиталь­ных вложениях, контракты учреждений, договоры о проведении капитального ремонта и договоры (контракты) включаются условия о раскрытии юридическим лицом информации о структуре цены в соответствии с государственным контрактом, договором о капитальных вложениях, контрактом учреждения, договором о проведении капитального ремонта, договором (контрактом) в порядке, установленном Минфином России.

Самым основным будет являться условие о перечислении средств на опла­ту обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для опла­ты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Как действовать участнику закупки

Как было указано выше, при казначейском сопровождении целевых средств операции по зачислению и списанию целевых средств осуществляются на сче­тах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреж­дениях Центрального банка РФ, и отражаются на лицевых счетах неучастников бюджетного процесса, открытых в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Соответственно, первое, что не­обходимо сделать контрагентам государственного заказчика — это подать за­явление на открытие такого счета в управление федерального казначейства по месту регистрации государственного заказчика.

Кроме того, постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 внесло существенные изменения в порядок учета расходов по контрактам с казначей ским сопровождением. Действующие правила предусматривают обязанность юридического лица:

  1. вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятель­ности по каждому государственному контракту, договору о капитальных вло­жениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта и договору (контракту);
  2. распределять накладные расходы пропорционально срокам исполне­ния государственного контракта, договора о капитальных вложениях, кон­тракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) либо срокам использования авансового платежа по ним в порядке, установленном Минфином России.

Ранее такая обязанность предусматривалась только в рамках закупок по го­соборонзаказу.

Каждый раз, когда исполнитель контракта пожелает получить денежные средства со счета в казначействе, ему необходимо будет документально обо­сновать собственные затраты и возможность их возмещения.

Федеральное казначейство устанавливает формы документов, применяе­мых при казначейском обеспечении обязательств при казначейском сопрово­ждении целевых средств, и порядок их заполнения.

Санкционирование расходов при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в соответствии с представляемыми юридическими лицами в территориальный орган Федерального казначейства сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными и утвержденными в по­рядке и по форме, которые установлены Минфином России.

Вместо заключения

При планировании заключения контракта с обязательным казначейским сопровождением и заказчику, и участникам закупки необходимо понимать, что денежные средства при исполнении такого контракта будут находиться на особом контроле, что существенно усложнит распоряжение ими. Казначей­ство получит доступ ко всем подтверждающим расходы документам вплоть до первичного учета, что повлечет дополнительные затраты времени и сил обеих сторон.
Кроме того, информация об операциях по зачислению и списанию целе­вых средств, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, размещается в государственной автоматизированной информационной системе «Управление». Доступ к ней предоставляется в со­ответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О госу­дарственной автоматизированной информационной системе “Управление”»

______________________________________________________

[1] Утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765.

Авторы статьи:

Е.А. Пластинина
к.э.н., зав. кафедрой ГМУ Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Заголовок про услуги

Нравится наш принцип работы? Вы можите заказать у нас любые услуги по нашему профилю. У нас работают профессионалы своего дела

Все услуги

Недавние публикации

Размещение в ЕИС

Услуги по размещению информации, обязательной для публикации в ЕИС и иных ИС

Консультация по обоснованию цены контракта

Консультация по обоснованию цены контракта (в т.ч. проектно-сметным способом), способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Консультация по формированию технического задания

Консультационные услуги по разработке технического задания, проекта контракта.